Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

East Meets West Gallery представляет новый художественный и музыкально-поэтический проект «Зримая и незримая музыка»

East Meets West Gallery представляет новый художественный и музыкально-поэтический проект «Зримая и незримая музыка», продолжающий тему куратора Татьяны Палеевой о синтезе различных видов искусства в одном проекте. Проект пройдет с 16 ноября по 10 декабря 2021 года во Всероссийском музее декоративного искусства.

Главными действующими лицами станут изобразительное искусство и музыка, хотя слово, овеществленное в поэтическом творчестве художника и поэта Екатерины Кудрявцевой, будет сопровождать зрителей и слушателей постоянно.

Галерея представляет серию новых художественных произведений автора 2019-2021 годов, написанных под влиянием музыкальных произведений Ф. Шопена, А. Вивальди, П. И. Чайковского и Г. Ф. Генделя и посвященных в основном временам года, а также видеофильм-интервью о творчестве художника и поэта Екатерины Кудрявцевой «Что нужно, чтобы день не кончался…». Вся экспозиция живописи художницы сопровождается ее поэтическими произведениями и записями лучших оркестров мира, исполняющих произведения на тему «Времена года».

«Музыка невидима, а живопись неслышима. Но ассоциативно можно «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка нередко вызывает зрительные представления, а живопись — слуховые» (В. Ванслов «Изобразительное искусство и музыка», 1983).

Изобразительное искусство – это особый способ художественного обобщения, в котором художник-творец, раскрывает и создает обобщенный идеальный образ или предмет таким, каким он его видит, осознает, понимает. И изобразительное искусство, и музыка представляют собой отражение реальной действительности. Но чувственный материал этих искусств различен: одно из них статичное, предметное и видимое, другое – невидимое и динамичное. «Музыка, — писал А. Н. Серов, — это язык души: это область чувств и настроений; это в звуках выраженная жизнь души» (А. Н. Серов «Избранные статьи в 2-х томах», 1950).

Екатерина Кудрявцева постоянно работает с East Meets West Gallery с начала 2000-х годов. Большую часть своей творческой жизни она посвятила фигуративному искусству. Художница известна как прекрасный пейзажист, портретист и автор монументальных живописных полотен, имеющих глубокий философский, часто религиозный и символический смысл. Обращение к новому жанру живописи – абстракции – новый этап в творчестве зрелого мастера.

Свой юбилей Екатерина Кудрявцева отмечает в 2021 году, осуществляя масштабные серии абстрактных работ по произведениям композиторов «Слушая А. Вивальди. Времена года», «Слушая П. И. Чайковского. Времена года» и другие, в которых она продолжает «…традиции символистов, рассматривавших музыку как стихию любого творчества, как наследница В. В. Кандинского, который исповедовал музыкальность живописи» (Е. Романова «Планета Екатерины Кудрявцевой»).

Увлечение классической музыкой вывели художницу в новый мир – мир линий, пятен, геометрических фигур, в мир новых композиций и новых цветовых комбинаций.

Изменилась и живописная поверхность работ: «…она строится на контрасте пастозной и гладкой фактуры холста, на вибрации цветовых тональностей, на диалоге разновеликих геометрических форм» (Е. Романова «Планета Екатерины Кудрявцевой»). В них Екатерина Кудрявцева выступает как соавтор тех музыкальных произведений, которые она слушает и как искусный их импровизатор. В них появляется характерный ритм, с которым взаимодействуют линии и цвета, и который соответствует характеру и ритму музыкального произведения. Это очень напоминает нотную запись, которая отражает ритм, тональность и мелодию музыкальной части произведения.

На выставке вновь будут показаны крупные символические и философские монументальные произведения художницы «Автопортрет с листом» (1995) и «Ожидание» (2014), без которых трудно представить себе ее творчество. Они дают ощущение парения, единства Вселенной и человека, которые через творческое воображение художника невидимыми нитями протягиваются к зрителю. И этот процесс сродни процессу восприятия музыкального произведения. И кто может сказать, чего здесь больше: «видимой» музыки или «слышимой» живописи?

Leave a comment