Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ОХОТА ЖИТЬ» В ТЕАТРЕ ТАБАКОВА

В «Табакерке» сыграли первую премьеру сезона — спектакль «Охота жить» по рассказам Василия Шукшина. Режиссер Алена Лаптева признается: эта работа выросла из другой «шукшинской» постановки — «Жили… были…», которую она сочиняла вместе со студентами Театральной школы Олега Табакова. «Проза Василия Макаровича настолько меня тронула, что мне захотелось продолжить работать с ней», — говорит режиссер.

В основе спектакля девять рассказов Василия Шукшина. В темноте сцены мелькнут вдруг круглые фары «полуторки» — это, конечно, «Классный водитель». История про бойкого шофера Пашку Холманского (Севастян Смышников), который случайно попадает в Быстрянку и влюбляется в местную библиотекаршу. А она в него — нет. Бывает! Это, можно сказать, еще ничего — Серега Безменов (Антон Рогачев) из рассказа «Беспалый» из-за сильной любви к жене и вовсе лишился двух пальцев. Не стерпел измены, а от топора, с которым бегал за благоверной и ее новым избранником — собственным братом, — в итоге сам и пострадал.

И так — на пределе чувств, в постоянных крайностях — всё в этом спектакле. Не случайно премьера и название получила такое эмоциональное, по одному из рассказов — «Охота жить».

— Я очень рад, что у нас появился этот спектакль, — рассказывает художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков. — Олег Павлович любил нам говорить: «Ребята, запускайте руку в жизнь по локоть!» И наш спектакль именно об этой черте темперамента русского человека. Человека, который живет не жалея себя, иногда — не думая о последствиях, человека, которому по-настоящему охота жить.

В постановке заняты и выпускники Театральной школы, и корифеи труппы — Сергей Беляев, Алексей Усольцев… Каждый вносил свой вклад в создание спектакля: актеры предлагали песни, фоновые деревенские звуки, элементы неприхотливого быта и костюмов. И это коллективное вдохновение хорошо чувствуется. Но главное — даже не сам азарт, а то, что он скрывает.

У «Охоты жить» невероятно сложная машинерия. Если точнее — самая сложная из всех репертуарных спектаклей «Табакерки». Дома и дворы с селянами, даже деревенский клуб с танцующей молодежью появляются буквально из ниоткуда — декорации с артистами поднимаются из-под земли (сцены) и уплывают туда же. Выглядит завораживающе, но эти чудеса не просто для эффекта.

— Так появляется народ из недр русской земли, и уходит человек тоже в эту русскую землю. И подзаголовок у спектакля: истории глубинного народа, — говорит Машков. — А сцена у нас действительно уникальная, но в драматическом спектакле эти возможности мы задействовали впервые. Это очень сложная работа и, надо сказать, небезопасная, поэтому артисты — и не только они — должны быть собраны как никогда.

Любовь, предательство, дружба, верность, счастье, разочарование — герои Шукшина говорят с нами о нашей же жизни. Поэтому так понятно желание актеров донести до зрителей мысль, что деревенский человек — «это не просто уметь колоть дрова или носить воду из колодца».

— Дело ведь не в каком-то видимом образе. За внешней простотой скрывается такая глубина, которую еще попробуй разгляди, — объясняет актер Севастьян Смышников. Своих героев (а каждый артист играет в спектакле по нескольку ролей) — и водитель Пашка среди них — он до сих пор «нащупывает». А помогает ему «все, что есть в каждом из нас, в крови, в наших родных».

Leave a comment