Министерство культуры Российской Федерации и Музей современной истории России представляют выставку «Царская забава». Экспозиция объединит архивные документы, редкие книжные издания, исторические карты, картины и гравюры, костюмы и модели паровозов из музейных коллекций, библиотек и государственных архивов. Рассказ об истории создания первой в стране пассажирской железной дороги дополнят мультимедийные инсталляции.
Куратор Ольга Барковец о выставке
Выставка готовилась недолго, всего четыре месяца. А я делаю обычно выставки год-полтора. на выставке представлены предметы и документы, которые предоставили Государственный исторический музей, Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Царское Село, Петергоф и Павловск. Выставка может быть названа уникальной и по присутствию музеев, и по показанным редчайшим документам.
Тема, конечно, очень специфическая. Она сосредоточена в определённых музеях. Государственный Эрмитаж дал в цифровом виде несколько экспонатов, которые мы запросили. Ну и без документов эту тему очень сложно раскрыть, даже содержательную часть контента надо строить на архивных документах. Поэтому помог Государственный архив Российской Федерации г. Москвы и Российский Государственнй исторический архив г. Санкт-Петербург.
Приятно, что обратили внимание на документы, размещённые для ознакомления. Я историко-архивист по образованию, поэтому привычно читаю рукописные документы XIX века, не скажу, что практически любой почерк, — Николая Первого читать сложно, а Александру Фёдоровну вообще невозможно, — писарский — вообще проблем нет. Но мои коллеги не все могут, не говоря о неспециалистах. Поэтому у документов размещены отпечатанные цитаты, чтобы посетители могли понять, почему данный документ взят в экспозицию.
Причиной выставки, в первую очередь, стала дата — 185 лет железных дорог. РЖД с большим пиететом относится к своей истории, истории железной дороги, и также приняло участие.
Выставка историческая, поэтому соблюдается историческая канва от создания железной дороги — это начало выставки, а конец нашей истории — кабинет Николая Первого, который сначала сомневался «строить — не строить», а потом принял решение и сам лично отслеживал все бюрократические этапы и изменения связанные с постройкой железной дороги. Император проехал лично 12 апреля 1838 года, и после это стал каждый день, — и не только он, а и вся семья стала ездить. Прошло всего каких-то четыре года и принято решение о постройке Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Соответствующий документ также представлен на выставке.
Планов на продолжение выставки у нас пока нет, но периоды царствований Александра Второго и Александра Третьего — важные этапы в развитии российских железных дорог.