В санкт-петербургском Манеже идет выставка «Зерцало». Дворяне, богатые купцы и купчихи, вчерашние крепостные насупленно и величественно взирают на посетителей сквозь века и толщу вод Волги. Многие работы прибыли на выставку из музеев Рыбинска, Ярославля, Углича, Костромы, куда поступили в свое время из городов, исчезнувших при наполнении Рыбинского водохранилища
На выставке «Зерцало» русский провинциальный портрет XVIII-XIX веков подают как зеркало эпохи. Но это не столько зеркало, сколько идеальный мир, где обитают полные достоинства персонажи. Люди, изображенные на полотнах, имели возможность заказывать свои портреты, а значит, они были богаты или знатны. Таким образом, в «Манеже» представлен исторический провинциальный глянец, простодушный, и не стесняющийся своего богатства.
Уютное пространство выставки спроектировано архитектором Анной Ильиной. В залах звучит «Хождение» Александра Маноцкова — произведение, основанное на материалах русского фольклора. Залы выставки сословно разделены. Первый этаж посвящен купечеству и напоминает палехскую шкатулку — с темными стенами и контрастными красками на полотнах, свойственным художникам-самоучкам, происходившим, как правило, из учеников иконописцев. Второй, дворянский, этаж — просторнее. Но ощущение замкнутого мира присутствует и здесь.
Недавно уволившийся из «Манежа» директор Павел Пригара, которому принадлежит концепция «Зерцала», и куратор Светлана Зенина еще раз доказали, что мастерски умеют делать то, что сейчас очень востребовано — создавать пространство медитации, давать публике ощущение покоя. Достаточно взглянуть на себя в одно из золотых зеркал у входа на экспозицию, — этот сиюминутный портрет гарантированно будет удачным.