Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

В зале “Зарядье” выступит Камерный оркестр Большого театра

27 ноября 2022 в зале “Зарядье” выступит Камерный оркестр Большого театра под управлением Михаила Цинмана. В концерте прозвучат произведения П. И. Чайковского и А. Дворжака. Солисты – Петр Кндрашин (виолончель) и Кссения Дудникова (меццо-сопрано).

Два шедевра Дворжака, включённые в программу, не столь, может быть, популярны, как Славянские танцы или Симфония си минор. Тем более увлекательна их чудесная красота.
Пьесы цикла Легенды (1881) названы так не в силу своей заданной программности, а скорее из-за рапсодической свободы их духа и формы.

Каждая из пьес воспринимается как самостоятельная новелла, со своими персонажами, захватывающим сюжетом и всегда неожиданной развязкой. И все они полны присущей именно Дворжаку душевной теплоты, изысканных гармонических красот и той мелодической щедрости, о которой Брамс сказал:

«Я был бы счастлив, если бы мне пришло в голову в качестве главной темы то, что Дворжак поручает побочным голосам».

Библейские песни (1894) написаны в период внутреннего кризиса, вызванного, вероятно, разными причинами. Безвременно ушли из жизни близкие друзья (Чайковский, Бюлов); длительное пребывание вдали от родины (он несколько лет работал в США) было тяжело ему, несмотря на триумфальную премьеру симфонии «Из Нового Света».

Так или иначе, утешения и ответа на вечные вопросы он искал и находил в Псалмах Давида, на тексты которых и был написан цикл. Дворжак говорил, что это лучшее из его религиозных сочинений.

Жанр песен – на стыке религиозной музыки и камерной лирики (в этом смысле, может быть, цикл – предшественник одного из последних сочинений Брамса, Четырёх строгих напевов).

Тексты взяты не на принятом в церкви латинском, а на чешском языке. В музыке нет ничего внешнего, пафосного. Только то, что трогает самого автора и изливается из глубины его чистого сердца.

Leave a comment