С 27 марта по 2 апреля в Петербургской филармонии пройдет Фестиваль русской музыки XIX-XXI веков «Рахманинов и (не) его время», посвященный 150-летию со дня рождения композитора. В числе его участников – такие ведущие российские коллективы, как Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, Заслуженный коллектив России под управлением Александра Лазарева, Академический симфонический оркестр, который выступит под управлением Владимира Альтшулера и Анатолия Рыбалко, Московский ансамбль современной музыки; солистами в программах фестиваля станут пианисты Вадим Руденко, Иван Рудин, баритон Иван Васильев, с сольными программами выступят победитель «Классического Евровидения» пианист Иван Бессонов и сопрано, солистка Мариинского театра Мария Баянкина.
В дни фестиваля в Музитории Филармонии пройдут лекции, посвященные личности и творчеству композитора.
Фестиваль пройдет при поддержке генерального спонсора филармонии – нефтяной компании «Роснефть». Компания активно поддерживает значимые события российской культурной жизни, направленные на возрождение духовных и национальных ценностей. «Роснефть» оказывает поддержку концертной деятельности филармонии с 2015 года, это сотрудничество продолжается и в сезоне 2022-2023.
Название фестиваля «Рахманинов и (не) его время» отражает один из главных парадоксов творческой биографии композитора: рожденный в XIX столетии, впитавший и продолживший его великую романтическую традицию, Рахманинов остался ей верен до конца жизни – хотя время вокруг него изменилось, XX век порождал новые направления в искусстве, на фоне которых музыка композитора казалась современникам консервативной, устаревшей.
Две взаимоотрицающие стилистические линии – романтическая, частью и олицетворением которой был Рахманинов, и в широком смысле авангардная, которой вся его музыка противоречила – нашли отражение в программе фестиваля. При этом заявленные в его названии хронологические границы – с XIX по XXI век – подчеркивают вневременное, символическое значение музыки Рахманинова: ее продолжение, как и ее отрицание – «считываются» в любом современном сочинении. Этому сопоставлению будет посвящена программа Московского ансамбля современной музыки «Русская музыка 2.0» (29 марта), объединившая сочинения лауреатов одноименной программы Aksenov Family Foundation, в числе которых – Алексей Сысоев, Дмитрий Бурцев, Антон Светличный, Олег Гудачев, Владимир Раннев, Марк Булошников.
Тему противопоставления Рахманинова современному ему авангарду раскроет программа Академического симфонического оркестра 2 апреля, в которой наряду с музыкой Рахманинова прозвучат сочинения Александра Мосолова, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, созданные в 1920-е годы. Дирижер – Анатолий Рыбалко, автор и ведущая абонемента «Шесть шедевров», в который входит концерт – музыковед Наталия Энтелис.
Откроется фестиваль 27 марта выступлением Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева – одного из крупнейших российских дирижеров: в 2022 году маэстро отметил 90-летие, а в 2024 отметит полувековой юбилей руководства оркестром. В Петербурге они исполнят последнее сочинение Рахманинова – Симфонические танцы, также в программе – сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева в редакции Владимира Федосеева. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
В день рождения Рахманинова, 1 апреля, Заслуженный коллектив России под управлением Александра Лазарева исполнит сочинения, написанные молодым, едва преодолевшим двадцатилетний рубеж композитором: Каприччио на цыганские темы, Первую симфонию и Первый фортепианный концерт, солистом выступит Вадим Руденко.
В 80-ю годовщину смерти композитора, 28 марта, прозвучит одно из самых жизнеутверждающих его сочинений – кантата «Весна» (солист – баритон Иван Васильев), а также знаменитые Рапсодия на тему Паганини (солист – пианист Иван Рудин) и Третья симфония, на сцене – Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера, Хор Санкт-Петербургской консерватории и Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Духовной музыке Рахманинова и продолжению этой традиции в творчестве композиторов XX и XXI веков – Шнитке, Смирнова, Десятникова – будет посвящена программа Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки под управлением Владимира Беглецова (31 марта).
Камерно-вокальные сочинения композитора – в их связи с его предшественником Чайковским и современником Метнером – прозвучат на концерте солистки Мариинского театра Марии Баянкиной в Малом зале филармонии (28 марта), фортепианному творчеству Рахманинова будет посвящен сольный концерт победителя «Классического Евровидения» Ивана Бессонова в Большом зале 2 апреля, на котором также прозвучат сочинения Скрябина и Прокофьева.
Образовательная программа фестиваля включит лекции научного сотрудника Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения Георгия Ковалевского («Симфонические танцы: Рахманинов в схватке с судьбой»), доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории Михаила Алейникова («Сергей Рахманинов: «Музыка должна идти от сердца»»), доцента кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ Владимира Орлова («Нелюбимый Рахманинов»). Вход на лекции бесплатный, по регистрации на сайте филармонии, в разделе Открытая филармония.