Совместный проект Культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже объединил экспонаты из Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковской галереи, Музея Академии художеств, Музея-квартиры Максима Горького, нескольких региональных музеев, а также из частных собраний.
Главные хиты нынешней выставки — первый показ в России огромного (80 на 330 см) полотна «Ревизор» по бессмертной пьесе Николая Гоголя, а также всех 58 листов графической сюиты «Братья Карамазовы» по роману Федора Достоевского. Оба произведения принадлежат фонду «Связь времен».
В каком-то смысле выставка подводит своего рода итог почти 35-летнего знакомства российского зрителя с творчеством художника, дотоле ему почти неизвестного. В 1919 году Григорьев нелегально покинул Петроград и в Россию не возвращался.
Ровно через 70 лет в перестроечные времена в Псковском музее-заповеднике состоялась первая его большая выставка. В 2006-м KGallery показала произведения из частных собраний, затем ретроспективы художника прошли в ГРМ и ГТГ.
За годы, минувшие со времени псковской премьеры, историки искусства старались определить место художника в бурной истории искусства ХХ века. Сошлись на том, что Григорьев — редкий пример автора, который работал на стыке фигуративного экспрессионизма и неоклассицизма. И блестящего графика, мастера упругой линии.
Выставка (куратор — Тамара Галеева, известный искусствовед, автор монографии о творчестве Григорьева) подтверждает эти выводы на широком материале — от ранних иллюстраций к русскому фольклору до поздних портретов, созданных в США.
В финале петербургской экспозиции — «Ревизор». Огромное панно, где главным персонажем стал Городничий. Он смотрит на зрителя в упор и грозит ему на прощание мощным кулаком
Музей Фаберже
Борис Григорьев. «Первый мастер на свете»
До 28 января