Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

В Москве можно увидеть Джотто, Беллини, Айвазовского, Брюллова из частных собраний

В Москве под Храмом Христа Спасителя находится Центр искусств, куда открывается доступ по субботам и воскресеньям, и это частное собрание заслуживает особого внимания.

Вы подпадете в затемненный коридор, отмеченный красной дорожкой, потому что коллекция по-настоящему звездная: Брюллов, Маковские, Клевер, Айвазовский, Вельц, Шильдер… И это лишь малая часть фамилий! Некоторые из них будут многократно повторяться, иные на вашем пути попадутся разово: так, например, Карл Брюллов встретит вас акварелью и только. Красная дорожка  проходит от начала до конца по основному коридору, однако он имеет ответвление в виде комнат, в которые имеет смысл заглянуть. Например, один из них познакомит вас с живописью Предвозрождения:

Это доски, выполненные в поздней готической традиции, когда художники еще не открыли перспективу или, по крайней мере, не начали использовать ее активно и повсеместно. Обязательное следование византийским каноном, несоразмерность фигур, золотой фон и условные черты лиц — отличают большинство образов этой комнаты.

Среди удивительных фамилий, которые расположены здесь, обратить внимание стоит на две: во-первых, это Джотто.

Великий реформатор представлен небольшой доской, что уже интересно, потому что сохранившегося до наших дней Джотто необычайно мало! Правда, этому есть пояснение: работа выполнена «мастерской Джотто». И здесь она тоже принадлежит к «дореформенной живописи».

Вторая культовая фамилия — Джованни Беллини:

И это уже настоящее Раннее Возрождение. Прижизненный гений представлен здесь также религиозным сюжетом, однако, как можно видеть, решен он уже «по-новому». Фигуры помещены в реальный фон, и даже при всей условности, сдержанности, они уже в большей степени люди, чем Святые.

Доска относится к позднему периоду творчества, 1490-е, когда новое искусство набирало обороты, и Беллини, основатель Венецианской школы живописи, явно откликнулся на художественные поиски своего времени. Итальянская религиозная живопись «рифмуется» с русской иконописной традицией, но и зарубежное искусство представлено несколькими залами, в том числе Малыми Голландцами, культурой Востока. Голландцы хороши в данном случае не звучными фамилиями, а «разноплановостью». Экспозиция хорошо передает, какая была конкуренция между художниками и жанрами тех лет, когда мастера были «вынуждены» оттачивать мастерство в одном направлении, чтобы не переходить друг другу дорогу. Есть здесь и такой цикл, объединенный общими персонажами: зал наполняют и пейзажи, и городские сцены, и знаменитые цветочные натюрморты, и бытовые зарисовки: несколько картин выполнены и на религиозную тематику, однако, несмотря на явные аллегории, призванные подчеркнуть «мистичность», воспринимаются они вполне житейски: хороший пример — Искушение Святого Антония.

Картина изобилует традиционной символикой искушения и намеками на время (часы, череп, змея). Хотя змея, конечно, еще и символ греха, который нужно, разумеется, игнорировать.

Проходя дальше по коридору, вы будете продолжать наблюдать русские фамилии: Кустодиев, Мещерский, Клодт и другие. Несмотря на то, что Западных картин много, все же количественно они проиграют нашим мастерам. Особое внимание всегда будут привлекать жанровые картины В. Е. Маковского — зачастую это живые, ироничные «заметки» о насущных проблемах: Дальнейшие кабинеты будут посвящены уже русскому искусству. Два зала в настоящее время посвящены творчеству Рерихов и их школе.

Несомненным предводителем «Русского моря» остается Айвазовский, и здесь есть сразу несколько крупных картин мастера. Однако экспозиция позволят как бы открыть для себя еще несколько любопытных фамилий: одна из них — Алисов. Это также крымский художник, ученик сперва Клевера, затем — Айвазовского, и их работы можно даже сравнить. Еще один малоизвестный русский мастер, который представлен в зале, — Капустин. Зал пейзажной живописи — жемчужина экспозиции. Здесь Клевер, Дубовской, Шильдер и многие другие важные имена русского искусства. Великолепны пейзажи Ивана Вельца, которые буквально «фотографичны» и ощущаются абсолютно реальными. Выйдя на красную дорожку, у вас будет еще несколько шажков рядом с «уютными» картинами, и к последнему залу вас подведут Нестеров, Кустодиев, В. Маковский.

В финальном зале парадные картины, прославляющие Императорский дом и успехи Русской армии. Стены зала украшают видные художники своего времени Рубо и Самокиш.

Leave a comment