Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

В Москве пройдет очередной концерт цикла «Фортепианное наследие С. В. Рахманинова»

6 ноября 2022 в Малом зале Московской консерватории состоится VII концерт авторского цикла Элеоноры Карпуховой «Фортепианное наследие С. В. Рахманинова».

В этот фортепианный вечер, посвящённый 150-летию со дня рождения композитора, Екатерина Мечетина (фортепиано), Элеонора Карпухова (фортепиано), Наталья Осинцева (фортепиано), Степан Якович (скрипка) и Эмин Мартиросян (виолончель) исполнят камерно-инструментальные сочинения композитора.

Рахманинов был прекрасным ансамблистом и писал для разных камерных составов на протяжении всей жизни. Для будущего концерта выбрали по большей части сочинения, написанные им в ранний период, с 1885 по 1894 г. Несмотря на молодость автора, в его музыке уже ощутим собственный подчерк и композиторское мастерство. Трогательный лиризм, живописность и яркость музыкальных образов сочетаются с исполнительской виртуозностью и умением выстроить ансамбль.

Романс для скрипки и фортепиано ля минор предположительно датируется 1885 годом. Рахманинову 12 лет. Юный и трогательный он создал музыку подстать себе, чуть наивную, даже сентиментальную, напоминающую о русском романсе начала XIX века. Скрипичная мелодия исполненная естественного обаяния и вокальной выразительности, сочетается с прозрачной фортепианной фактурой. Романс легко может перенести слушателя из концертного зала в камерную атмосферу русского салона.

Линию скрипичных романсов Рахманинова продолжает Романс из op. 6 (1893). Вместе с Венгерским танцем они составляют небольшой цикл. Пьесы контрастируют и одновременно дополняют друг друга. Опус посвящен Юлию Конюсу – незаурядному скрипачу и близкому другу Рахманинова.

Несколько ранее, в 1890-91 гг., Рахманинов сочинил своё первое Элегическое трио соль минор. Несмотря на успешную премьеру эта музыка оказалась забыта на 50 лет, так как рукопись считалась утраченной! Образы трио драматичны, среди авторских ремарок то и дело мелькают обозначения «Lento lugubre» («Медленно мрачно»), «Risoluto» («Решительно»), «Appassionato» («Страстно»).

Интересным опытом стало обращение Рахманинова к творчеству Мусоргского. Уже в Америке, когда сочинять вдали от Родины композитору было сложно, он создал несколько переложений произведений других авторов, в их числе и Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. Версия для скрипки и фортепиано появилась в 1926 году.

И все же, в первую очередь, Рахманинов – композитор-пианист. Среди фортепианных ансамблей – произведения в четыре и шесть рук. В концерте прозвучат более ранние Вальс (1890) и Романс ля мажор (1891) в шесть рук, а также четырехручные Романс соль мажор и цикл пьес op. 11. Звуковая живопись и красочность гармоний в миниатюрах op. 11, мелодичность романсовых тем смогут раскрыть фортепианный стиль Рахманинова с новой стороны для каждого слушателя!

Leave a comment