Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представил премьеру спектакля «Анна Долгарева. Господи, если ты там не очень занят»

14 марта в Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова состоялась премьера спектакля из цикла Поэзия.doc. «Анна Долгарева. Господи, если Ты там не очень занят».

Героиня спектакля — Анна Долгарева, русская поэтесса, военкор, лауреат Григорьевской премии, Волошинского конкурса и ряда других международных премий. Автор книг «Красная ягода, черная земля», «За рекой Смородиной» и других сборников. Член Союза писателей России и русского ПЕН-центра.

В поэтическом спектакле, поставленном режиссером Александром Легчаковым, жизнь и творчество Анны Долгаревой подняты на уровень мифологической коннотации. С первой сцены зрителю предлагается погрузиться в мистическое пространство, в котором нет места бытописанию и реалистическому нарративу. История жизни современной поэтессы, полная ярких событий, драматических коллизий, трагических потерь и глубоких рефлексий, становится символичной, как средневековая легенда. Визуальные образы, придуманные художником Алисой Меликовой, при кажущейся узнаваемости интерьеров и пейзажей зыбки и принципиально не иллюстративны: одинокое дерево, ирландский орнамент, непропорционально большой стол с креслом, снег, идущий снизу вверх… Здесь не работают законы перспективы и гравитации. Это мир сознания поэта.

Монологи героини, превращенные Вадимом Аввой в текст пьесы, откровенны и человечны. Режиссура Александра Легчакова, сотканная из перформативных приемов, сознательно ставит их на котурны высокой трагедии.

Вадим Авва, автор пьесы, поэт, журналист:

То, что делает Новый Театр, то, что придумал Эдуард Бояков – цикл спектаклей о поэтах — уникальное явление. И уникальность этого явления продиктована временем. Это совершенно не случайно. Война с русским словом русской культурой, русским историческим сознанием идет давно. Наступление на русский мир превратилось в настоящую войну. Как ответная реакция проросло русское слово. И проросла самая высокая его степень – поэтическое слово. В нашей борьбе за существование русского логоса, такие люди как Мария Ватутина, Игорь Караулов, Анна Ревякина, и конечно, Анна Долгарева, стали на острие этой борьбы за сохранение нас самих Цикл спектаклей Поэзия.doc – расширение нашей русской обороны. Потому что поэзия дает языку тот инструментарий, при помощи которого каждая нация познает мир. Вот про что вся эта история, если мы подумаем о чем-то космическом.

На сцене четыре женских персонажа: сама Анна Долгарева, актрисы Анна Большова и Юлия Волкова и юная флейтистка Стефания Решетникова. Но это не разные героини – это одна личность, которая исповедуется самой себе. Зритель допущен во внутренний мир Анны, открывшей некий магический портал ровно на один час десять минут. Затем этот портал закроется, и сознание поэта снова станет тайной. В этом мире Долгарева – не только военкор, поэт, чья жизнь прочно связана с трагедией и подвигом Донбасса, но обобщенный образ Героини всех времен и народов, узнаваемый в любой стране, ставший легендой и мемом. В спектакле «Господи, если Ты там не очень занят», Долгарева – Жанна Д`Арк с пером вместо копья, обращающая свои бесконечные молитвы к Тому, кто обрекает ее саму и ее ближайший круг на «чашу сию».

Александр Легчаков, режиссёр:

Я благодарен автору идеи Эдуарду Боякову за возможность представить поэта XXI века на сцене. Тем более, поэта такого высокого уровня, как Анна Долгарева. Анна пережила и продолжает переживать серьезный опыт событий, которые происходят прямо сейчас на Донбассе. Они пронизывают ее жизнь, ее поэзию. И поговорить об этом сегодня без патетики через лирику — это наиболее верный способ разговора о таких вещах.

Творчество Долгаревой отвечает основным законам поэзии, как я их понимаю: это окно в запредельную реальность, которой сложно коснуться человеку в обычном состоянии. Но стихи, рождаемые поэтессой, берут твою душу, как за ниточку, и ведут в Запределье. Стихи Анны дают возможность постичь смыслы, которые от нас ускользают.

Публика быстро принимает закон, по которому построен спектакль. Возможно, потому, что все его элементы сплетены в неразрывное целое: монологи, стихи, печальная флейтовая импровизация, иллюзорный видеоряд, подчеркнуто условная пластика персонажей. В этом странном психоделическом мире происходит нечто магическое, некий ритуал, в котором шаманят поэтесса, актрисы и флейтистка. Результат их магии – долгожданное чудо, добро, любовь. Их цель – свет. И они достигают цели.

Анна Долгарева, поэт, героиня спектакля:

Я не ожидала, что мне придётся не просто читать свои стихи, стоя на одном месте, а перемещаться по сцене в определенном направлении. Режиссёр ставит мне каждую интонацию, каждый жест. Тот факт, что у меня все это получилось – заслуга режиссера и моих замечательных партнеров по сцене Анны Большовой и Юлии Волковой. А еще мне казалось, что я слишком много рассказала о себе автору пьесы Вадиму Авве. Слишком откровенно. Он безжалостно вытащил все это на свет и оголил. Я ворчала: «Z-поэты изобрели новую искренность – литературу травмы. Но в конце концов мы преодолели это и вышли на более высокие горизонты и смыслы.

Эдуард Бояков, автор идеи проекта:

Серьёзный разговор о поэте невозможно вести, не учитывая нескольких ракурсов. Говорить о стихах как о чем -то не связанном с реальностью, как о чем -то сочиненном абстрактным поэтом в «башне из слоновой кости, где живут некие люди, которые этот вербальный нектар нам посылают, невозможно. Любой поэт связан со своей биографией, с сегодняшним днем и с традицией. С языком, на котором он мыслит и пишет, с тем, что было до него. В сочетании этих факторов и есть одновременно загадка и ответ на вопрос о сути поэзии. Поэт замыкает на себя огромные сильнейшие токи. Он оказывается на перекрестке. Он — выразитель тех смыслов, которые принято выражать в многотомных монографиях, монументальных полотнах, эпических романах, многолетних исследовательских лабораториях, многосерийных фильмах. А поэт пишет, как живет, и его эта функция, пребывание на перекрестке энергий приводит к тому, что маленькое короткое стихотворение оказывается более информативным и эффективным по своему воздействию. Поэзия – аккумуляция энергии. Поэтому, начиная этот проект, мы решились на рискованный эксперимент. Документальный материал в жанре «вербатим», который рассказывает о жизни поэта, в сочетании с поэзией — это на самом деле нечто рискованное. В рамках проекта Поэзия.doc.мы выпускаем уже третий спектакль Результат убеждает, что риск оправдался. О нашем времени будут судить по поэзии нашего времени. И потому наши спектакли из цикла Поэзия.doc. – это настоящий серьезный документ эпохи.

В тексте пьесы, основанном на монологах Анны Долгаревой, есть такие слова поэтессы:

«Подлинное творчество не может быть демоническим, оно всегда есть выход из тьмы. Зло человеческой природы сгорает в огне творческого экстаза, претворяется в иное бытие. Ибо всякое зло есть прикованность к этому «миру», к его страстям и его тяжести. Творческий подъем отрывает от тяжести этого «мира». Искусство – это не показ частных человеческих историй, искусство – это всегда дверь в божественную сферу.

Искусство — это особая сфера жизни, у него есть своё предназначение – проникать в запредельные области, куда людям трудно войти при помощи современной науки, логики, или обычного житейского опыта.

А при помощи стихов туда можно попасть».

Автор идеи — Эдуард Бояков

Автор пьесы — Вадим Авва

Режиссер-постановщик — Александр Легчаков

Музыкальный продюсер — Василий Поспелов

Художник по свету — Никита Черноусов

Художник-постановщик — Алиса Меликова

Хореограф — Любовь Углова

Действующие лица: поэт Анна Долгарева, артистки: Анна Большова, Юлия Волкова, Стефания Решетникова (Флейта)

Партнёры: Президентский Фонд Культурных Инициатив, УГМК, Корпорация СИНЕРГИЯ, Московский Экономический Форум, Институт Культурной Политики

Фото: Алиса Меликова

Leave a comment